В годы Великой Отечественной войны на территории Рузаевки дислоцировался Первый отдельный учебный полк бронепоездов. В его функции входила подготовка личного состава для бронепоездов, принимавших участие в военных действиях на фронтах войны.
Историческая справка
Первый отдельный учебный полк бронепоездов имени Ф.Н. Алябьева ведет свою историю с сентября 1918 года. С началом Великой Отечественной войны он был развернут с 23 по 25 июня 1941г. при 4-ом дивизионе бронепоездов (как запасной полк бронепоездов) и с 8 по 25 августа 1941 года входил в состав Брянского фронта.
29 августа 1941 года полк прибыл к месту новой дислокации – в город Тамбов. В течение 16-30 октября 1941 года по решению командования он был переброшен к месту постоянного размещения – на станцию Рузаевка Мордовской АССР.
Рузаевский этап в деятельности Первого отдельного учебного полка бронепоездов продолжался до 7 ноября 1944 года, когда он передислоцировался на новое место – в Наро-Фоминск, а в сентябре 1946 года – в Моршанск Тамбовской области.
Согласно директиве Генштаба ВС СССР № орг/1/461195 от 17 февраля 1947 года Первый отдельный ордена Красного Знамени учебный полк бронепоездов имени Ф.Н. Алябьева был расформирован.
Хроника событий
В начале октября 1941 года командование приняло решение о переброске запасного полка бронепоездов подальше от линии фронта – к месту постоянной дислокации на станции Рузаевка Мордовской АССР. В течение двух недель – с 16 по 30 октября 1941 года – полк был передислоцирован и размещен в зданиях железнодорожного клуба имени А.В. Ухтомского и железнодорожной школы.
Уже в ноябре 1941 года специалистами полка был сформирован уникальный по своему боевому оснащению и инфраструктуре бронепоезд №2, который принял участие в боях на Волге осенью 1942 года, на побережье Таганрогского залива летом 1943 года, на Чонгарском перешейке осенью 1943 – зимой 1944 гг. и пр.
1 апреля 1942 года запасной полк был реорганизован, и на его базе была создана специальная учебная часть, получившая название «1-й отдельный учебный полк бронепоездов». Согласно новому штату №016/301 полк включал 1595 человек переменного (обучаемого) состава и 443 человека постоянного состава, который занимался непосредственно подготовкой будущих военных специалистов. С 1 апреля 1942 года и до расформирования (17 февраля 1947 года) полком командовал подполковник К.В. Жасминов.
Первый отдельный учебный полк бронепоездов состоял из трех дивизионов:
1-й дивизион – по подготовке младших командиров пулеметчиков, зенитчиков и артиллеристов;
2-й дивизион – по подготовке рядовых артиллеристов и зенитчиков;
3-й дивизион – по подготовке рядовых пулеметчиков, роты управления (младших командиров разведки, связи и водителей бронемашин) и технического взвода (орудийных и пулеметных мастеров).
С 1 сентября 1943 года полк перешел на новый штат (№016/308), по которому была сокращена численность личного состава: до 875 переменного и 337 постоянного. Произошли изменения и в организационной структуре полка, который стал состоять из отдельных дивизионов по подготовке артиллеристов, пулеметчиков, зенитчиков, разведчиков, связистов, ремонтников и артиллерийских мастеров.
10 сентября 1943 года, в ознаменование 25-й годовщины с момента создания, за выдающиеся успехи в подготовке бронепоездных кадров и боевые заслуги перед Родиной Первый отдельный учебный полк бронепоездов был награжден орденом Красного Знамени. А 30 сентября 1943 года приказом заместителя НКО №291 Первому отдельному ордена Красного Знамени учебному полку бронепоездов было присвоено имя Ф.Н. Алябьева.
Уникальный бронепоезд №2
В ноябре 1941 года специалисты полка разработали и создали новую уникальную модель бронепоезда – маневренного и скоростного. Он включал в себя следующее вооружение и инфраструктуру:
- удлиненная пульмановская четырехосная платформа;
- особо прочный корпус из 25-миллиметровой брони; - авиационный 12-цилиндровый силовой агрегат мощностью 600 л.с.;
- 3 танковые башни, оснащенные 76-миллиметровыми пушками;
- 4 бортовых пулемета (системы «Максим»);
- 2 лобовых пулемѐта (системы Дегтярѐва);
- 2 крупнокалиберных зенитных пулемѐта.
Бронепоезд №2 отличали малые габариты и высокая скорость (до 100 км/ч). Эти характеристики делали его менее уязвимым. Конструкторы при создании бронепоезда добились эффекта отсутствия дыма и шума, что способствовало наилучшей маскировке. Численность экипажа бронепоезда была в 3 раза меньше по сравнению с обычными бронепоездами.
Боевое крещение бронепоезд №2 под командованием капитана М.П. Перистого получил в сражениях на Волге в октябре 1942 года. В 1943-1944 годах бронепоезд входил в состав 30-го дивизиона бронепоездов на Южном фронте и принимал участие в подготовке операции по освобождению Крыма от немецких захватчиков.
Из воспоминаний командира 30-го дивизиона С.И. Серавина:
«Охрана армейской станции снабжения была плотно прикрыта зенитной артиллерией МЗД и СЗА, в которую входил бронепоезд №2, находящийся в резерве штаба дивизиона… В конце февраля 1944 года под прикрытием сплошного тумана на бреющем полете враг сбросил на бронепоезд осколочные 50-килограммовые бомбы и прямым попаданием угодил в бронепаровоз, вторая бомба попала в вагон-теплушку, третья упала на контрольную платформу, где находилась зенитная точка (25 м/м пушка) и ввиду низкого сплошного тумана не могла вести прицельного огня. Погибли командир бронепоезда капитан Перистый М.Н., 13 солдат и сержантов, 21 человек был ранен, бронепоезд временно вышел из строя. Так погибли боевые товарищи. Их прах покоится в братской могиле на ст. Партизаны. Личный состав дивизиона поклялся отомстить немецким фашистам».
Учебная база полка
С 1 апреля 1942 года полк стал выполнять исключительно образовательные функции – подготовку военных специалистов для бронепоездов. Подготовка личного состава для нужд армии осуществлялась в два основных этапа.
На первом этапе будущие специалисты учились на специально построенных деревянных макетах бронеплощадок. Это позволяло сократить количество настоящих бронеплощадок, задействованных в реальных боевых действиях первых месяцев Великой Отечественной войны.
Солдаты отрабатывали приемы размещения в бронепоездах, основы взаимодействия и обращения с оружием и боеприпасами. Тем не менее, деревянные бронеплощадки оснащались настоящим стрелковым оружием – пулеметами (системы «Максим») и тумбовой установкой 76-миллиметрового орудия.
На втором этапе обучения личный состав переводился в условия реального бронепоезда. После сдачи необходимых зачетов и экзаменов специалисты направлялись на фронт или в резервные части армии.
Заключение
Первый отдельный ордена Красного Знамени учебный полк бронепоездов имени Ф.Н. Алябьева дислоцировался на станции Рузаевка более трех лет – с 16 октября 1941 года по 7 ноября 1944 года.
За доблестный и самоотверженный труд в деле подготовки военных кадров многие из офицерского, сержантского, рядового и вольнонаемного составов Первого отдельного ордена Красного Знамени учебного полка бронепоездов имени Ф.Н. Алябьева были отмечены правительственными наградами.
А.М. Ермушев,
кандидат исторических наук, доцент,
директор МБОУ «Центр образования – СОШ №12»