Огромный вклад в Великую Победу внесли жители Рузаевского муниципального района. Особенно велика роль рузаевских железнодорожников. Мы, жители города стальных магистралей, не имеем права об этом забывать. Проложенная в конце XIX века через никому тогда не известное село Рузаевка железная дорога дала толчок развитию не только нашего населенного пункта, но и всего региона в целом. Стальные магистрали на протяжении всего XX века определяли менталитет жителей нашего города. В каждой семье есть свой железнодорожник, и этот профессиональный праздник мы и сейчас считаем основным городским торжеством. Поэтому не знать о вкладе рузаевских железнодорожников в общую Победу над фашизмом – свидетельство невежества и бескультурья.
Железнодорожный транспорт в военные годы определял бесперебойное снабжение фронта различными видами оружия, обеспечение людской силой, эвакуацию на восток большого количества промышленных предприятий и гражданского населения. По территории Мордовии в годы войны проходили четыре полные дистанции пути: 25-й – 26-й Куйбышевской, 6-й Ленинской и 13-й Казанской железных дорог. Ключевое значение имели две узловые станции: Рузаевка Куйбышевской железной дороги и Красный Узел Казанской железной дороги.
С первых дней войны на всех железных дорогах и предприятиях транспорта, в том числе и на станции Рузаевка, с новой силой развернулось социалистическое соревнование. Железнодорожники пересматривали принятые в мирное время обязательства и принимали новые, повышенные. Примеры стахановского труда с первых дней войны показывали машинисты В.И. Коробов, И.С. Кулагин, А.И. Кузьмин и другие. Они, выигрывая так необходимое время, на высоких скоростях водили тяжеловесы и экспрессы. Рузаевские железнодорожники включились также в соревнование за экономию металла и топлива. Машинисты Мальцев, Белянушкин, Сапрыгин и Девятов только за одну декаду дали экономию топлива в 9350 килограммов.
В дни тяжелых боев под Москвой железнодорожники Рузаевки работали с особым напряжением. Воинские поезда продвигались к столице с рекордной для того времени скоростью – 800-850 километров в сутки.
Рузаевские железнодорожники на протяжении всех военных лет поступали, как подлинные герои. Этому есть многочисленные примеры.
Паровоз №3169, где машинистами были А.Ф. Лескин и М.П. Романов, простоял на промывке 13 часов вместо 16. Эти машинисты провели два тяжеловеса с технической скоростью 30,9 км при норме 20,9 км. Как-то на станцию Рузаевка прибыл воинский эшелон, который необходимо было отправить без промедления. Так сложилось: состав вести было некому. Выручил давно находившийся на заслуженном отдыхе машинист В.И. Семенов, который заявил, что, несмотря на свой преклонный возраст, доставит эшелон. Помощником стал сын Василий, кочегаром – сноха Зина Тростина. Воинский эшелон к месту назначения был доставлен вовремя.
Квалифицированных кадров, как и по всей стране, не хватало: многие железнодорожники ушли на фронт. Их достойно заменили женщины, старики и подростки, которым поначалу было непросто. Помимо проявления поистине нечеловеческих усилий и огромной силы воли, им необходимо было в сжатые сроки овладеть новым делом. Уже в первые дни войны, в августе 1941 года, состоялось собрание жен машинистов паровозного депо. Они единодушно объявили себя мобилизованными. «Я, жена машиниста, – заявила М.Г. Полежаева, – обязуюсь подготовить себя к работе на паровозе. Прошу зачислить меня в резерв кочегаров». При Рузаевском отделении открылись курсы для женщин по подготовке к работе на различных объектах железной дороги. Ольга Рыскина и Ксения Абудеева работали поездными кочегарами, Ольга Черунова и Дарья Макарова освоили профессию паровозного машиниста. Рузаевские женщины, заменившие своих мужей-железнодорожников, работали, превозмогая себя, но с честью справились с поставленными перед ними задачами.
27 сентября 1941 года имена рузаевских комсомольцев Николая Лаушкина и Николая Васильева были названы в сводке Совинформбюро в числе лучших машинистов страны.
В трудные годы на предприятиях Рузаевки ключом била творческая изобретательская мысль. Вот один из примеров. Начальник дистанции мастерских железнодорожного узла Ф.В. Яковлев сконструировал станок для обрезки старых изношенных рельсов и создал рельсообрезную мастерскую. Его изобретение дало возможность отремонтировать 20 километров пути без замены новыми рельсами. Он же усовершенствовал изготовление и закладку сборных крестовин. За 1942 год Рузаевская дистанция пути, применив усовершенствование Ф.В. Яковлева, сэкономила 157 тысяч рублей. Этот метод был одобрен НКПС и получил применение на многих железных дорогах страны. Изобретатель Ф.В. Яковлев награжден медалью «За трудовую доблесть». (Партийный архив Мордовского ОК КПСС, ср.289, оп.I, д.353, лл. 46-47).
В ноябре 1941 года вся страна узнала о машинисте Николае Лунине с Томской железной дороги, который объявил себя и свою бригаду красноармейским подразделением с воинской дисциплиной и высокой производительностью труда. Рузаевские машинисты не остались в стороне от этого почина: сразу же поддержали инициативу. Было создано пять паровозных бригад, кроме того, паровозная колонна, состоящая из 16 паровозов, имени ГКО (Государственного Комитета Обороны). Задачи стояли очень серьѐзные: быстро готовить поезда, своими силами ремонтировать локомотивы, при этом постоянно расширять объем ремонта, выполняемого паровозной бригадой. Необходимо отметить, что всѐ выполнялось в срок и качественно.
Неоценим также вклад рабочих вагонного депо станции Рузаевка, которые выполняли дневную норму на 160-320 процентов. Это токарь-бандажник П.А. Логинов (на 200%), клепальщик Сколяпов (на 300%), токарь Рябчиков (на 225%). В историю это вошло как движение двухсотников. Двухсотники были и на других предприятиях транспорта.
В конце 1941 года в Рузаевском паровозном депо первыми в Мордовии возникли комсомольско-молодежные бригады. Фронтовики-железнодорожники написали письмо в тыл о том, что их наградили орденами Красного Знамени. Это В.Табаков, М.Юткин, И.Филимонов, В.Черунов. Они призвали тех, кто в тылу, работать по-фронтовому. В ответном письме ребята убедительно заверили, что будут бороться за звание фронтовых, а было этим ребятам-фэзэушникам по 14-15 лет. Они обратились с телеграммой к Верховному Главнокомандующему И.В. Сталину, который дал соответствующее разрешение, и с июня 1942 года четыре молодежные бригады получили звание фронтовых. Не давая остыть топке, так как на это требовалось много времени, ребята, облившись холодной водой, проникали внутрь топки. Задыхаясь от жары и пара, рискуя жизнью, они делали необходимый ремонт и вновь готовы были отправиться по назначению. 29 января 1943 года на собрании комсомольского актива Рузаевки присутствовала мать Зои Космодемьянской, которая высоко оценила вклад рузаевской молодежи в победу.
За годы Великой Отечественной войны по всей стране 125 железнодорожников получили высокое звание Героя Социалистического труда. Одним из них был рузаевский машинист Антон Федорович Лескин.
Антон Фѐдорович родился 13 февраля 1899 года в поселке Рузаевка Инсарского уезда.
В 1915 году начал трудовую жизнь в паровозном депо станции Рузаевка. Был учеником слесаря, слесарем. В 1918 году встал у топки паровоза кочегаром. В годы Гражданской войны работал на бронепоезде, агитпоезде ВЦИК «Октябрьская революция».
В 1934 году стал помощником машиниста, в 1938 году сдал на права машиниста. Водил тяжеловесные поезда с превышенной технической скоростью, экономил топливо, в образцовом порядке содержал свой локомотив. Ударно трудился машинист Лѐскин и в годы Великой Отечественной войны. Водил на фронт эшелоны с войсками и боевой техникой, а оттуда привозил раненых красноармейцев и жителей временно оккупированных местностей. Довел среднетехническую скорость до 33 км/ч при норме 26,5 км/ч. По несколько суток находился за правым крылом паровоза; не заглушая топку, проводил ремонт, всегда поддерживая свой паровоз «СО» в рабочем состоянии. За период войны получил более десяти благодарностей и премий от наркома путей сообщения и начальника дороги. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года «за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени» Лѐскину Антону Фѐдоровичу было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот».
Трудности и лишения военного времени сказались на здоровье Антона Фѐдоровича. В августе 1944 года А.Ф. Лѐскин перенес инсульт и вынужден был уйти на пенсию. Скончался 11 июля 1950 года. В Рузаевке на доме, где жил Герой, установлена мемориальная доска, его именем названа улица.
Пример своим трудом показывали передовики Рузаевского железнодорожного узла: начальник паровозного депо И.М. Егоров, дежурный по депо С.Н. Миронов, дежурный по путям В.С. Щурин, главный кондуктор М.Г. Охапкин. Рузаевский железнодорожный узел в 1943 году вышел победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании, завоевал переходящее Красное знамя НКПС СССР и ВЦСПС. В 1944 году около 7 тысяч железнодорожников Мордовии, т.е. 60% всех работников транспорта, были стахановцами и ударниками, 38 человек награждены орденами и медалями СССР, 164 – значками «Почетный железнодорожник», «Отличный движенец», «Отличный паровозник», «Отличный вагонник».
Среди них и мой дед Кашаев Калюк Джалилович, который был награжден орденом Ленина и знаком «Отличный паровозник».
Готовя к опубликованию материал о вкладе рузаевских железнодорожников в Великую Победу, я перечитала рассказ Андрея Платоновича Платонова «В прекрасном и яростном мире». «Прекрасным и яростным миром» стала железная дорога для главного героя произведения машиниста Мальцева. Писатель показывает влюбленного в свое нелегкое дело талантливого человека, который «вел состав с отважной уверенностью великого мастера, с сосредоточенностью вдохновенного артиста, вобравшего весь внешний мир в свое внутреннее переживание и поэтому властвующего над ним». Такими непревзойденными мастерами, властвующими над стальными магистралями, были и являются рузаевские железнодорожники. Именно поэтому они, пройдя через неимоверные испытания и лишения, выдержали и победили. Наш святой долг – помнить об их подвиге и передавать эту память своим потомкам. Увековечим их имена на скрижалях истории! Это самое малое, что мы можем сделать для них, выигравших самую кровавую в истории человечества войну и подаривших нам независимость, счастье и мирное голубое небо над головой!
Спустя 75 лет не зарубцевались шрамы в наших душах от минувшей войны, так и должно быть. Вечная память героям той нелегкой эпохи!
А.Ш. Пособнова,
заслуженный учитель Республики Мордовия