В начале Великой Отечественной войны в результате внезапного и массированного наступления немецких войск на Советский Союз Красная армия несла большие потери. Необходимо было срочно готовить специалистов по всем воинским специальностям, формировать и обучать новые соединения пехотинцев, танкистов, летчиков, моряков и т.д.
Один из таких полков формировался и обучался в Рузаевке в 1941-1943 гг. Это 21-й истребительный авиаполк морской авиации Балтийского флота.
11 июля 1941 года по приказу наркома Военно-морского флота в Мордовскую АССР прибывают две авиационные части. Эта была 1-я запасная эскадрилья (сформированная в мае 1940 года и базировавшаяся на аэродроме г. Новая Ладога Ленинградской области) и 2-ой учебный ревизионный авиаполк, сформированный в мае 1941 года.
20 июля 1941 года в республике на базе этих двух авиационных частей формируется 1-й запасной авиационный полк (ЗАП) под командованием подполковника Х.А. Рождественского.
29 июля 1941 года в г. Рузаевка размещаются две авиационные летные эскадрильи. Для отработки летных навыков город передает им аэродром, личный состав размещается в служебных помещениях городского парка, а также в зданиях театра и коммунальной гостиницы, в корпусе сборного пункта. Личный состав авиачасти размещался также на квартирах гражданского населения города.
11 сентября 1941 года в Мордовию прибывает авиаполк ВМФ. Одну его часть разместили в Саранске, другую – в Рузаевке.
8 октября 1941 года в Рузаевку прибыла часть кадрового офицерского состава 2-ой школы младших авиаспециалистов (ШМАС) из г. Ленинград с 1000 курсантами. 1
В 1941 году верхняя часть города застроена не была. На месте сегодняшнего стадиона «Локомотив» располагался аэродром с техническими зданиями и ремонтными мастерскими, а взлетно-посадочная полоса проходила по ул. Маяковского. 2
ШМАС готовил специалистов следующих специальностей: младший техсостав для обслуживания техники, воздушных стрелков и радистов.3
Из воспоминаний авиационного специалиста Михаила Васильевича Алексеева: «…Самолеты прибывали с завода новой конструкции, нам еще не известные. Освоение самолетов шло трудно: летчики молодые, неопытные. Были жертвы… ». Шесть летчиков погибли в Рузаевке при проведении учебных полетов и перегонов самолетов. «… Вечером нас посылали патрулировать по городу. На вокзале были женщины-беженцы с детьми, многие – с грудными. Вокзал не отапливался. Всюду плач голодных детей. Жуткая картина. Вокзал был переполнен. Женщины с детьми сидели на бетонном полу. Вот такой осталась в моей памяти Рузаевка 1941-1942 гг.» .2
В апреле 1943 года 1-й запасный авиаполк был переформирован в 3-е Военно-морское авиационное училище (ВМАУ), которое и стало кузницей кадров для авиации флотов. Здесь велась подготовка летчиков-истребителей на самолетах МИГ-3, ЛАГ-3, ЯК-1, а также пилотов-штурмовиков на легендарных ИЛ-2. С октября 1943 г. училище стало готовить только летчиков-штурмовиков (воздушных стрелков начали обучать в Рузаевке) 3. Одним из инструкторов был Герой Советского союза Павлов Павел Ильич, который в апреле 1944 года был назначен командиром эскадрильи 21-го истребительного авиаполка ВВС Балтийского флота .2
Из книги Анатолия Ивановича Лашкевича «В воздушных боях. Балтийское небо»: «… Интенсивные полеты на аэродроме Рузаевка разбили травяной покров. После очередного взлета самолета поднималось желто-коричневое облако пыли. Недалеко от взлетной полосы – «квадрат». Это место размещения курсантов и летно-технического состава в ходе полетов. Здесь находятся те, кто пойдет в очередной полет или кто уже отлетал. По форме одежды можно определить, «кто есть кто». В морской форме – тихоокеанцы, в смешанной морской и армейской – балтийцы, в комбинезонах серого или синего цвета – курсанты. Балтийцев от тихоокеанцев можно отличить и по количеству орденов». «…По крошке мы собирали опыт старших товарищей, «мотали себе на ус». Слушали рассказы участников войны, читали статьи о боях и сравнивали, что было и что стало с появлением новых истребителей. Опыт воздушных сражений внес большие коррективы в тактическое использование истребителей».3
В марте 1944 года авиационные части начинают передислокацию в г. Таганрог. Выпускники школы младших авиационных специалистов направлялись в морскую авиацию на Северный, Балтийский и Черноморский флоты, где храбро сражались с немецкими захватчиками.4
В.М. Ермушев,
руководитель центра гражданско-патриотического
воспитания Рузаевского муниципального района
Список использованной литературы:
1. Ковшова В.М. Воинские формирования на территории Мордовской АССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) /В.М.Ковшова. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-т, 2005. - стр. 100-102. – Текст : непосредственный.
2. Письмо авиационного специалиста Алексеева М.В. 08.05.1997 г.
3. Лашкевич А.И. В воздушных боях. Балтийское небо / А.И.Лашкевич. – Москва : Яуза : ЭКСМО, 2010. - 380, [2] с. - (Вторая мировая война: Красная Армия всех сильней!) – Текст : непосредственный.
4. Рузаевка: История и современность. Люди и судьбы / Авт.-сост. : Ф.К. Андрианов, Т.С. Баргова, М.Н. Бычков, И.С. Моисеев. – Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. – стр. 107. – Текст : непосредственный.