Строительство Московско-казанской железной дороги в 1891 году стало определяющим в судьбе Рузаевки. Первоначально Рузаевка мыслилась железнодорожным разъездом. Однако, из-за разногласий с саранскими властями, фактический хозяин дороги Николай Карлович фон Мекк паровозное депо и другие службы перевел из Саранска в Рузаевку, в результате чего она стала крупным железнодорожным узлом.
1 сентября 1893 года было открыто регулярное движение от Сасова до Рузаевки. На пустынном месте близ села Рузаевки была построена станция, получившая название от этого села. Через полтора года, 16 декабря 1895 года, открыто движение через Рузаевку на Пензу. 28 декабря 1898 года начали ходить поезда по линии Сызрань — Рузаевка, а в 1899 году было открыто движение поездов между Симбирском (ныне Ульяновск) и Инзой, тем самым соединив Рузаевку с Симбирском. В 1900 году поезда пошли от Рузаевки до Тимирязево (Красный Узел).
В 1895 году в Рузаевке построен железнодорожный вокзал - один из старейших памятников архитектуры города, который дважды реконструировался, и в настоящее время представляет собой железнодорожное структурное подразделение площадью более 3,2 тыс. кв. м.
Вокзал оснащён современными билетными кассами, кассовым залом, работает сервис-центр, открыты комфортабельные комнаты отдыха и гостиничные номера, современный медицинский пункт. Одновременно вокзал может принять до 500 человек. Вокзал имеет 4 приёмоотправочные платформы.